О КИС

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА  КАЗНУ ИМ.АЛЬ-ФАРАБИ

Корпоративная информационная система управления вузом (КИС) представляет собой комплекс программ, направленных на автоматизацию и управления различных бизнес-процессов вуза, базирующихся на процессном подходе, что позволяет системно развивать каждое направление деятельности вуза и организовывать работы по созданию и сопровождению программных разработок работниками информационных подразделений вуза.

Главной целью разработки, внедрения и сопровождения КИС КазНУ им.аль-Фараби является создание гибкой и масштабируемой информационной системы, которая позволяет объединить внутренние бизнес-процессы вуза, осуществлять мониторинг и анализ, обеспечить управление ключевыми ресурсами и сервисами, тем самым способствуя улучшению качества образовательных услуг, повышению эффективности управления университетом.

Основные задачи КИС вуза:
  • формирование единого информационного ресурса, отражающего состояние научно-образовательного процесса, а также обеспечивающего своевременное и оперативное размещение полной, объективной, достоверной и непротиворечивой информации обо всех бизнес-процессах вуза;
  • обеспечение единой для всех пользователей информационной среды, интерактивных пользовательских сервисов, общих стандартов подготовки информационных материалов и нормативно-справочных ресурсов;
  • организация взаимодействия и информационного обмена между основным ядром КИС и другими информационными ресурсами и системами в необходимых режимах, а также обеспечение эффективных двухсторонних коммуникаций и каналов обратной связи;
  • создание единого стиля оформления, обеспечение централизованного доступа к сведениям о деятельности подразделений университета, а также удобной навигации и поиска по всему информационному наполнению КИС;
  • реализация средств безопасности КИС и информационно-образовательной среды вуза, которые должны повысить надежность эксплуатации, защищенность данных, скорость реагирования на внешние изменения в процессе их использования и развития;
  • обеспечение работников вуза инструментом труда, уменьшающего долю рутинного бумажного труда с одновременным увеличением возможностей для обоснованного анализа, планирования и принятия решений;
  • создание виртуальных пространств для совместной работы, организация форумов и дискуссий;
  • предоставление возможности обучающимся средств и технологий обучения.
Назначение КИС КазНУ заключено в:
  • управлении вузом (административно-управленческая деятельность);
  • управлении учебно-методической деятельностью;
  • управлении учебным процессом;
  • управлениинаучно-исследовательской деятельностью;
  • управлении электронными образовательными ресурсами;
  • управлениифинансово-экономической деятельностью.
Функции КИС вуза:
  • сбор статистических данных о состоянии достижения конечных показателей по основным бизнес-процессам вуза; формирование отчетов по состоянию ключевых показателей эффективности работы вуза;
  • консолидация данных, поступающих из различных источников (статистических данных о состоянии и результатах различных видов деятельности структурных подразделений), в хранилище данных Системы;
  • составление различных отчетов о деятельности вуза, с целью оценить состояние развития по всем видам деятельности, научно-материально-технической базы и т.д. и принять меры по улучшению и развитию стратегических направлений развития вуза, материально-технического оснащения и организационной обеспеченности структурных подразделений;
  • подготовка и предоставление руководству оперативного web-доступа к информационно-аналитическим материалам о состоянии и деятельности, а также подготовка для размещения актуальных и верифицированных данных статистической отчётности на web-портале;
  • развитие научно-методологической базы анализа научной, управленческой и финансово-учетной деятельности структурных подразделений, для качественной оценки их работы и организации постоянного мониторинга, с целью выявления эффективности и результативности работы по науке и инновации;
  • предоставление информационной поддержки при принятии управленческих решений, на основе достоверной и доступной аналитико-статистической информации, полученной в результате консолидации данных из разных баз данных Системы и других ИС корпоративной сети;
  • администрирование прав доступа пользователей к информационным ресурсам Системы;
  • протоколирование (логирование) действий, а также возникающих ошибок пользователей Системы;
  • обеспечение условий для системной интеграции существующих и создаваемых ИС и ресурсов;
  • организация мультиязычности;
  • подготовка, структурирование, хранение, экспорт, импорт и визуализация информации во всех форматах, применяемых для электронных документов;
  • оперативная и гибкая настройка логики системы под соответствующие требования пользователей систем;
  • обеспечение информационной безопасности, создание системы защиты информации.
Структура КИС КазНУ

КИС вуза представляет собой систему проектов, которые формируют информационное обеспечение управления университета. Информационные системы (как часть КИС) состоят из элементов пользовательского интерфейса, а также программ, серверных компонентов и хранимых процедур баз данных, реализующих собственно бизнес-логику. Пользователь КИС обычно обращается к проекту для выполнения некоторой задачи.

Систему проектов КИС вуза можно представить в виде схемы взаимодействия проектов (рис. 1). Связи на рисунке 1 представляют информационные связи, поясняющие, как между собой взаимодействуют системы, через какие модули, какого типа решения и какие данные могут быть переданы по этим каналам связи. Стрелки без направлений означают, что данные проекты имеют разнородную платформу и интегрированы в КИС по определенным сценариям обмена, обработки и сохранения данных.

kis1

Рисунок 1 – Схема информационного взаимодействия проектов КИС университета

 

Представленная на рисунке 1система проектов КИС базируется на идее интеграции. Для КИС вуза характерно три типа интеграции: данных, приложений и бизнес-процессов. В зависимости от типов связей между проектами КИС вуза, интеграция может выполняться на таких уровнях, как:

  • на уровне импорта/экспорта данных через обменные форматы;
  • на уровне репликаций данных;
  • на уровне интеграции данных налету – интеграции по требованию;
  • на уровне интеграции приложений;
  • на уровне интеграции бизнес-процессов.

Описание компонентов КИС университета см. в Приложении 1.

Архитектура КИС КазНУ

Архитектура КИС вуза построена на базе трехзвенной клиент-серверной технологии с тонким клиентом, которая представлена на рисунке 2.kis2

Рисунок 2 – Архитектура КИС вуза

Архитектура КИС вуза соответствует следующим принципам:
  • единая точка входа ко всем информационным ресурсам;
  • разделение информационных ресурсов на открытые и закрытые на уровне баз данных;
  • определение уровня доступа к закрытым информационным ресурсам при авторизации пользователя в системах КИС;
  • однократная авторизация пользователя при получении доступа к различным ресурсам;
  • интеграция систем путем создания единой базы данных пользователей и их привилегий для всех информационных ресурсов;
  • поддержка распределенной обработки информации;
  • интерактивность – коммуникационная среда: преподаватель (работник) – обучающийся, обучающийся – обучающийся, преподаватель (работник) – преподаватель (работник).
  • исключение дублирования ввода информации и повышение ее достоверности, за счет отождествления ранее введенной информации;
  • использование модульной архитектуры;
  • использование веб-технологий с целью снижения общей стоимости эксплуатации Системы.